|

Как ребёнка научить правильно писать без ошибок

Многие родители не знают как ребёнка научить правильно писать. Как помочь ему писать грамотно без ошибок и не пропуская буквы.

Количество школьников, допускающих ошибки на письме, достигает 70%. Но заучивание правил и множественное переписывание текстов только увеличивает число ошибок и снижает желание изучать русской язык.

как научить ребёнка писать правильно, грамотно

Зачастую в глазах преподавателей, такие дети выглядели лентяями, бездарями, неспособными к обучению. И учителя опускают руки, с натяжкой ставят им тройки. А иногда и вовсе оставляют их на второй год.

Количество детей, которые знают теоретические правила, но не могут применить их на практике, достигает 30%. Чаще всего им ставится диагноз «дисграфия».

Процесс образования ошибок на письме

Для наглядности, можно сказать, что процесс письма происходит следующим образом. Из слова вычленяется нужный звук. Мозг сопоставляет этот звук с его обозначением и внешним видом в пространстве.

Мозг передаёт нервный импульс, который превращается в руке в механическое действие – письмо. В процессе письма ученик автоматически вспоминает правило написание этого слова и применяет его на практике.

В сложном процессе письма задействован весь мозг: лобные и затылочные, теменные и височные доли. Для непрерывного процесса письма задействован каждый участок мозга.

Они, в цепной последовательности, передают импульс от одной зоны мозга к другой. Но как только в этой цепочке импульсов возникает помеха, передача импульса приостанавливается, и в процессе письма появляются ошибки.

Поэтому, для того, чтобы научить ребёнка правильно писать, нужно обучить его мозг этому последовательному процессу.

Диагностирование дисграфии у школьника

По каким критериям можно понять, что у ребёнка именно нарушение мозговой деятельности, следствием которой являются письменные ошибки, а не отсутствие знаний правил написания?

Для этого следует внимательно рассмотреть тетрадь ученика и присмотреться к следующим письменным типам ошибок:

  • Пропускание или повторение в письме букв. Не прописанная буква в конце слова или перестановка букв. Зеркальное письмо цифр и букв.
  • Пропуск или забывчивое написание мало используемых букв («э», «ъ»).
  • Очевидные ошибки в ударных слогах (рОсти — рАсти).

А также о дисграфии подскажут «неаккуратные» привычки ведения тетради:

  • Игнорирование полей и строчек в тетради.
  • Неправильный перенос или отсутствие пробелов между словами.
  • Игнорирование окончаний предложений, пунктуации, всё пишется сплошным текстом.

Рекомендации по преодолению дисграфии у детей

Для борьбы с дисграфией логопеды разработали несколько упражнений в игровой форме. Их могут использовать родители, в качестве дополнительного обучения своих детей.

Волшебный диктант

Игра «Волшебный диктант», научит писать слова без пропуска букв. Зачитывайте ребёнку текст, по 3–4 слова.

В процессе игры он должен поймать ритм слогов и записать их в виде пунктирной линии. На боле продвинутом уровне ученик должен записать слова точками, которые соответствуют количеству букв в слове.

Образ слова

С помощью игры «Образ слова» восстанавливаем правильное написание окончаний. Очень напоминает игру в слова-города, лишь с тем отличием, что ребёнок должен назвать следующее слово не на последнюю букву, а на предпоследнюю или, на третью с конца.

Слова для игры можно ограничить определённой категорией или классификацией.

Например, растения, города или страны, вещи или предметы быта. А также это упражнение можно использовать для запоминания конкретных букв в словах, например, кОрзина.

Весёлый мультфильм

Игра в «Весёлый мультфильм» способствует запоминанию словарных слов. Предложите школьнику стать создателем весёлого мультика, в котором нужно последовательно использовать, названные вами словарные слова.

Проговаривать нужно очень чётко как ударные, так и безударные гласные. Ваш юный режиссёр-мультипликатор, с закрытыми глазами придумывает сюжет из последовательных слов, а потом рассказывает его вам.

Вы восторженно реагируете и через время проверяете написание сложных слов. Дайте малышу те слова, которые диктовали, чтобы он сам нашёл свои ошибки.

Если ошибки продолжают появляться, нарисуйте вместе с ребёнком слово с ошибкой, вписывая в рисунок трудно запоминаемую букву.

Шифровальщик

Играем в «Шифровальщика» и запоминаем правила написания слов. Это упражнение повышает грамотность и усвоение правил русского языка.

Например, напишите на листе или доске алфавит, в котором каждой букве будет соответствовать определённый знак или фигура.

Предложите ему написать письмо другу, используя новое обозначение с употреблением изученного правила (чередование оро-оло), которое не шифруется.

Когда друг получит зашифрованное письмо, должен будет правильно его расшифровать и ответить аналогичным образом.

Зоопарк

Игра в «зоопарк» научит ребёнка применять на письме изученные правила. Процесс происходит на ковре в кругу других детей и взрослых.

Каждый выбирает для себя животное, поведение которого будет имитировать. С помощью рук или поведения дать понять окружающим кто есть кто.

Начинается игра, и первый участник показывает свои повадки и несколько действий другого животного. Следующий участник, действия которого показали, повторяет свои и действия кого-то из других животных в круге.

Скорость нарастает, а тот, кто ошибается, выполняет любое желание или фант. Упражнение позволяет преодолеть страхи перед аудиторией, раскрепоститься, научиться запоминать и повторять, доводя действия до автоматизма.

Рекомендации для родителей

  • В основе грамотного письма лежит произвольная регуляция, которая развивается в процессе игр и упражнений. По статистике 95% неграмотных детей не знают правил развлекательных и ролевых игр, забав: в прятки, салки, прочие. Это те игры, в которых ребёнок приучается действовать и применять правила. Поэтому, позвольте своему малышу как следует наиграться в дошкольном возрасте и научиться следовать простым, игровым правилам.
  • Для успешного обучения малыша очень важно качественное питание мозга кислородом, который хорошо насыщается в процессе прогулок.
  • Спорт позволяет ребёнку выработать и развить моторику, скорость реакции, концентрацию внимания и произвольную регуляцию. С помощью глубокого дыхания мозг всегда будет насыщен кислородом.
  • Моторике рук и развитию двух полушарий способствует музыка, в том числе игра на фортепиано.
  • Массаж затылочной и шейной области после занятий снижает усталость и стресс.

Если применять и практиковать несколько техник, игр, упражнений или рекомендаций, то это незамедлительно в кратчайшие сроки отразится наилучшим образом на здоровье и грамотности ребёнка.

Как научить ребёнка правильно писать, видео

Статьи по теме:

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации